Порядок добровольной ликвидации хозяйственных обществ от "А" до "Я"

ПОРЯДОК ДОБРОВОЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ ОТ «А» ДО «Я»

 

Одним из неизбежных, и, к сожалению, в современных экономических условиях все более частым становится такой этап жизнедеятельности компании как ее ликвидация.

Ликвидация хозяйственного общества влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Процесс ликвидации хозяйственных обществ регулируется общими нормами о ликвидации юридических лиц, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о госрегистрации), а также законами, устанавливающими особенности процедуры для юридических лиц определенной организационно-правовой формы (Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО)).

Хозяйственное общество может быть ликвидировано как в добровольном порядке по решению Общего собрания участников/акционеров, так и по решению суда. (Информацию о случаях ликвидации хозяйственных обществ в судебном порядке см. в Справке «Основания для ликвидации хозяйственных обществ в судебном порядке»).

 

  1. Основания для добровольной ликвидации хозяйственных обществ.

Ликвидация хозяйственного общества в добровольном порядке проводится в следующих случаях:

  • в связи с окончанием срока, на который было создано общество;
  • в связи с достижением цели, для достижения которой оно было создано;
  • добровольная ликвидация по иным причинам.

 

  1. Порядок добровольной ликвидации хозяйственного общества.

Основными нормами, регулирующими порядок ликвидации хозяйственного общества, являются ст. 61 - 65 ГК РФ, ст. 57-58 Закона об ООО, ст. 21-24 Закона об АО, гл. VII Закона о госрегистрации.

Для Вашего удобства все многообразие действий, которые необходимо совершить для ликвидации Общества мы собрали в единую таблицу шагов.

п/п

Шаг

Содержание

Нормативный акт

Срок исполнения

Инициатор/исполнитель

1

Предложение о ликвидации и созыв общего собрания участников/акционеров

Анализ финансового состояния компании. Созыв Общего собрания участников/акционеров. Подготовка документов и информации для созыва ОС (формулировки предлагаемых вопросов повестки дня, данные кандидатов членов ликвидационной комиссии/ ликвидатора, проект договора/ договоров с ликвидатором/ членами ликвидационной комиссии, проект решений с формулировками решений по вопросам повестки дня и иные документы и данные).

ст. 35, 36, п. 2 ст. 57 Закона об ООО,

п. 2 ст. 21, ст. 52 - 55 Закона об АО.

В соответствии с Уставом общества.

Исполнительный орган, совет директоров (наблюдательный совет) или иное лицо или орган общества, к компетенции которых уставом общества отнесено решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня, участник.

2

Проведение общего собрания участников/акционеров

Принятие решения о ликвидации и назначение ликвидационной комиссии/ ликвидатора.

Форму протокола ВОСУ для ООО Вы можете найти в Сервисе.

ст. 37, п. 2 ст. 57 Закона об ООО,

п. 2 ст. 21, ст. 56-63 Закона об АО.

В дату, определённую в уведомлении о созыве собрания согласно Уставу.

Открывает Общее собрание – Лицо или орган, инициировавшее проведение Общего собрания.

Принимает решения по вопросам повестки дня - Общее собрание участников/ акционеров.

3

Уведомление регистрирующего органа о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии/ ликвидатора

Уведомление подается в порядке и по форме согласно ст. 20 Закона о госрегистрации.

С момента внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о том, что общество находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

ст. 20 Закона о госрегистрации.

В течении 3 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации.

Председатель ликвидационной комиссии/ ликвидатор.

4

Публикация в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ) уведомления о ликвидации

Сообщение публикуется в ЕФРСФДЮЛ (fedresurs.ru). Уведомление о ликвидации подписывается электронной подписью и публикуется с указанием сведений о принятом решении, о ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом.

 

пп. н. 5 п. 7, п. 8, п. 8.3, абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации.

В течение 3 (трех) рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.

На практике, в связи с приведенной формулировкой закона, мнения должностных лиц регистрирующих органов разнятся на предмет того, когда именно эта публикация необходима и что считать датой возникновения соответствующего факта - принятие решения о ликвидации или внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе ликвидации.

Наше мнение, что датой возникновения факта начала ликвидации будет являться дата ликвидации, указанная в решении Общего собрания участников/ акционеров.

Нотариус/ председатель ликвидационной комиссии/ ликвидатор.

5

Публикация в «Вестнике государственной регистрации» сообщения о ликвидации, порядке и сроках предъявления требований кредиторов

Подготовка и публикация сообщения. Сроки предъявления требований кредиторов могут быть установлены исходя из того, что:

- данный срок не может быть менее 2 (двух) месяцев с даты публикации сообщения;

- срок ликвидации ООО, установленный его участниками или ОСУ, ограничен и составляет один год (ст. 57 Закона об ООО). В случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

п. 1 ст. 63 ГК РФ,

п. 1 ст. 22 Закона об АО,

абз. 2 п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации.

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о госрегистрации.

 

Председатель ликвидационной комиссии/ ликвидатор.

6

Выявление и уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации общества, получение дебиторской задолженности

 

п. 1 ст. 63 ГК РФ,

п. 3 ст. 22 Закон об АО.

Не менее 2 (двух) месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

7

Инвентаризация имущества Общества

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно при ликвидации организации перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

п. 1.5 Приказа Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 г. «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н).

После окончания срока предъявления требований кредиторов.

Инвентаризационная комиссия, в которую могут входить бухгалтер общества (при наличии), члены ликвидационной комиссии/ ликвидатор и иные лица, в том числе привлеченные третьи лица.

8

Выездная налоговая проверка (не является обязательной)

Налоговый орган может провести выездную проверку. Этот этап не является обязательным и зачастую не проводится налоговым органом.

Если налоговым органом было принято решение о назначении выездной проверки, переходить к следующему этапу ликвидации и подавать документы запрещено.

ст. 89 НК РФ.

До составления промежуточного ликвидационного баланса.

Налоговый орган.

9

Составление промежуточного ликвидационного баланса

Законодательством не установлено требование к форме промежуточного ликвидационного баланса. Обычно его составляют по форме бухгалтерского баланса с пояснительной запиской. Помимо финансовых показателей промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества Общества и перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а также перечень требований, удовлетворенных решением суда, независимо от того, приняты ли такие требования ликвидационной комиссией. Указанные сведения можно включать в баланс, а можно оформить в виде приложения в произвольной форме.

п. 2 ст. 63 ГК РФ,

п. 4 ст. 22 Закон об АО.

По окончании срока предъявления требований кредиторов (не менее чем через 2 (два) месяца с даты опубликования решения о ликвидации) и окончания выездной налоговой проверки (в случае, если она проводилась).

Ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

10

Утверждение промежуточного ликвидационного баланса

Созыв и проведение Общего собрания участников/ акционеров с повесткой дня об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Форму протокола ВОСУ для ООО Вы можете найти в Сервисе.

ст. 35 Закона об ООО,

п. 4 ст. 22, ст. 55 Закона об АО.

В дату, определённую в уведомлении о созыве собрания согласно Уставу.

Общее собрание участников/ акционеров.

11

Уведомление регистрирующего органа об утверждении промежуточного ликвидационного баланса

Уведомление подается по установленной ФНС форме.

п. 3 и п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации.

В течение 3 (трех) рабочих дней с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не ранее срока:

1. установленного для предъявления требований кредиторами;

2. вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;

3. окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки;

4. завершения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, таможенной проверки, составления акта таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательства РФ о таможенном регулировании).

Председатель ликвидационной комиссии/ ликвидатор.

12

Сдача в ПФР отчетности и отчетности по страховым взносам

 

п. 3 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В течение месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Бухгалтер (при наличии)/ ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

13

Расчеты с кредиторами и продажа имущества Общества (в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов)

Расчет с кредиторами происходит после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в следующем порядке:

1. удовлетворение требований граждан перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

2. расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3. расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4. расчеты с другими кредиторами.

Если имеющиеся у ликвидируемого общества денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия/ ликвидатор осуществляет продажу имущества организации, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, за исключением объектов стоимостью не более 100 тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

п.  и п. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ,

п. 5 и п. 6 ст. 22 Закона об АО.

 

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

 

Согласно п. 6 ст. 22 Закона об АО, выплаты кредиторам производятся, начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Однако в настоящее время в ст. 64 ГК РФ предусмотрено четыре очереди кредиторов. Пятая очередь ранее указывалась в абзаце 6 п. 1 ст. 64 ГК РФ, в котором указывалось, что к пятой очереди относятся другие кредиторы в соответствии с законом, которые в настоящее время относятся к четвертой очереди.

Ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

14

Сверка и расчет с налоговой и фондами

Законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика по проведению сверки расчетов с бюджетом, однако на практике проведение сверки и проверка полноты предоставления деклараций необходимы, т. к. если за организацией будут числиться документарная или финансовая задолженность, обществу откажут в ликвидации.

пп. 4 п. 3 ст. 44 и ст. 49 НК РФ.

Перед составлением ликвидационного баланса.

Бухгалтер (при наличии)/ ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

15

Инвентаризация имущества

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно при ликвидации организации перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

п. 1.5 Приказа Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 г. «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утвприказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н).

Перед составлением ликвидационного баланса.

Инвентаризационная комиссия, в которую могут входить бухгалтер общества (при наличии), члены ликвидационной комиссии/ ликвидатор и иные лица, в том числе привлеченные третьи лица.

 

16

Составление ликвидационного баланса

Законодательством не установлено требование к форме ликвидационного баланса. Обычно его составляют по форме бухгалтерского баланса с пояснительной запиской.

Обращаем внимание, что законом не предусмотрено требование о составлении так называемых «нулевых» ликвидационных балансов. Однако многие территориальные налоговые инспекции считают, что именно «нулевые балансы» должны предоставляться для ликвидации. В Сервисе Вы можете найти оба примера ликвидационных балансов: нулевой и ненулевой.

п. 6 ст. 63 ГК РФ,

п. 7 ст. 22 Закона об АО,

Информация Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. "ФНС России разъяснила порядок предоставления документов при ликвидации юридического лица".

После завершения расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации имущества.

Ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

17

Утверждение ликвидационного баланса

Созыв и проведение ОС для утверждения ликвидационного баланса.

п. 6 ст. 63 ГК РФ,

п. 7 ст. 22 Закона об АО.

В дату, определённую в уведомлении о созыве собрания согласно Уставу.

Общее собрание участников/ акционеров.

18

Распределение имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов

Передача участникам/ акционерам имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов. При уклонении участника/ акционера от получения денежных средств они могут быть внесены на депозит нотариуса и направлением соответствующего уведомления участнику/ акционеру.

При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов.

п. 8 ст. 63 ГК РФ,

ст. 23 Закона об АО.

До подачи документов в регистрирующий орган на государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией.

Если такое имущество имеется и при этом Вами принимается решение подавать «нулевой ликвидационный баланс», то такую передачу имущества следует провести до утверждения ликвидационного баланса.

Ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

19

Оплата гос. пошлины за ликвидацию (в случае предоставления документов в регистрирующий орган на бумажном носителе)

 

ст. 21 Закона о госрегистрации.

До закрытия счета в банке.

Если Вами принимается решение подавать «нулевой ликвидационный баланс», то такую оплату следует провести до утверждения ликвидационного баланса.

Ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

20

Закрытие счетов в банке

 

 

Если Вами принимается решение подавать «нулевой ликвидационный баланс», то закрытие следует провести до утверждения ликвидационного баланса, так как при закрытии банками взимаются комиссии.

Ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

21

Оформление увольнения (закрытие договоров гражданско-правового характера) членов ликвидационной комиссии/ ликвидатора и/или расчеты с членами ликвидационной комиссии/ ликвидатором

Проводится увольнение членов ликвидационной комиссии/ ликвидатора, с которыми были заключены трудовые договоры или подписываются акты о выполненных работах (оказанных услугах) и производятся расчеты по договорам.

 

Если Вами принимается решение подавать «нулевой ликвидационный баланс», то данные действия по увольнению и/или оплате следует провести до утверждения ликвидационного баланса.

Ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

22

Подача документов в регистрирующий орган на государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины (в случае, если документы предоставляются в регистрирующий орган на бумажном носителе);

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если указанный документ не представлен ликвидируемым юридическим лицом, он (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в течение 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем получения межведомственного запроса регистрирующего органа.

 

ст. 21 и п. 2 ст. 22 Закона о госрегистрации;

п. 5 Правил представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1092).

После утверждения ликвидационного баланса и осуществления всех расчетов.

Регистрирующий орган может быть уведомлен о завершении процесса ликвидации не ранее чем через 2 (два) месяца с момента публикации сообщения о ликвидации.

 

Ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

23

Уничтожение печати и сдача документов на хранение

Составляется акт уничтожения печати.

Образовавшиеся в процессе деятельности организации и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией/ ликвидатором в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией/ ликвидатором и соответствующим архивом.

При ликвидации общества, выполнявшего работы и оказывающего услуги, связанные с защитой государственной тайны, Общество обеспечивает сохранность этих сведений и их носителей путем разработки и осуществления системы мер режима секретности и защиты информации.

При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:

- органу государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения;

- другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

При этом следует обратить внимание, что на протяжении всей процедуры добровольной ликвидации общества допуск членов ликвидационной комиссии/ ликвидатора, аудиторов, ревизоров и иных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется при наличии у них допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, оформленном в надлежащем порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

п. 10 ст. 23 Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

Обратите внимание, что Вам надо произвести расчеты с архивом до закрытия счета. Если Вами принимается решение подавать «нулевой ликвидационный баланс», то такую оплату следует провести до утверждения ликвидационного баланса.

Ликвидационная комиссия/ ликвидатор.

 

II.I. Увольнение работников и закрытие обособленных подразделений общества. 

Отдельным пунктом хочется выделить этап, касающийся увольнения работников ликвидируемой организации, и их уведомления об увольнении в связи с планируемой ликвидацией Общества.

При ликвидации Общества организация увольняет всех работников без исключения. В указанном случае не применяются запрет на увольнение беременных женщин, сотрудниц, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников, находящихся в отпуске или на больничном и др. (п. 1 ст. 81, ст. 261 ТК РФ).

Однако трудовые договоры с работниками при ликвидации работодателя могут быть расторгнуты этим юридическим лицом с обязательным соблюдением процедуры предупреждения сотрудников об увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Общество с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения указанного двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ). Это положение относится ко всем сотрудникам без исключения.

Кроме того, зачастую, на практике, составляя план ликвидации хозяйственного общества, участники/ акционеры/ ликвидационная комиссия/ ликвидатор, решают вопрос о закрытии филиалов, представительств и иных обособленных подразделений общества перед принятием решения о добровольной ликвидации самого общества или в процессе ликвидации общества. Однако указанный этап не является обязательным и может не проводиться, так как филиал, представительство или иное обособленное подразделение общества не является самостоятельным юридическим лицом и будет снято с учета при внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией автоматически.

Кроме того, на практике, в процессе процедуры добровольной ликвидации не представляется возможным закрытие филиала или представительства, указанных в Уставе Общества, так как, как уже было указано выше, с момента внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о том, что общество находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого лица. В силу ч. 4 ст. 81 ТК РФ при прекращении деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками такого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации. Соответственно, о предстоящем увольнении работники обособленных подразделений также должны быть уведомлены не менее чем за два месяца до увольнения – персонально и под роспись.

 

  1. Исключение из ЕГРЮЛ и банкротство ликвидируемого общества.

При недостаточности имущества хозяйственного общества участники/ акционеры юридического лица обязаны совершить все действия по ликвидации солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ). При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников), юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о госрегистрации (п. 6 ст. 62 ГК РФ, п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

В процессе ликвидации могут возникнуть обстоятельства, обнаружение которых приведет к изменению описанной выше процедуры. Так при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого общества для удовлетворения требований кредиторов, общество ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 1 ст. 224 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», п. 3 ст. 63 ГК РФ).

Если недостаточность имущества была обнаружена после принятия решения о ликвидации, но до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), то участник/ акционер либо руководитель Общества должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом (п. 3 ст. 224 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Также в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель общества обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве в следующих случаях:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения обществом денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • органом общества, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации общества, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением общества;
  • обращение взыскания на имущество общества существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность общества;
  • общество отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
  • имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством;
  • в иных случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В указанных случаях заявление общества должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (п. 2 ст. 9 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Если недостаточность имущества была обнаружена ликвидационной комиссией/ ликвидатором в процессе своей работы, ликвидационная комиссия/ ликвидатор обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о призвании общества банкротом в течение 10 (десяти) дней с момента обнаружения недостаточности имущества (п. 3 ст. 9, п. 2 ст. 224 «О несостоятельности (банкротстве)»).

После возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) общества его ликвидация в порядке, установленном ГК РФ прекращается, дальнейшая ликвидация производится в порядке, установленном законом «О несостоятельности (банкротстве)». Ликвидационная комиссия/ ликвидатор обязан(а) уведомить об этом всех известных ей/ему кредиторов (п. 3 ст. 63 ГК РФ). Банкротство в данном случае происходит по упрощенной процедуре, наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом, открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего (п. 1 ст. 225 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Преимуществом процедуры банкротства ликвидируемого должника относительно стандартной процедуры банкротства иного лица безусловно является сокращенная процедура ликвидации, которая позволяет ликвидировать юридическое лицо в более короткие сроки, что также поможет существенно сократить расходы на проведение процедуры ликвидации. В соответствии с п. 2 ст. 124 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство вводится на срок до 6 (шести) месяцев, который может быть продлен на срок не более чем на 6 (шесть) месяцев по ходатайству лица, участвующего в деле. В качестве недостатка процедуры банкротства ликвидируемого должника можно отметить невозможность выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Она определяется посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника. (п. 5 ст. 37 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В случае, если должник в своей деятельности использует сведения, составляющие государственную тайну, в заявлении указывается форма допуска к государственной тайне руководителя должника (п. 2 ст. 37 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

 

  1. Отмена процедуры добровольной ликвидации.

Общее собрание участников/ акционеров имеет право принять решение об отмене ликвидации в добровольном порядке.

Отмена ликвидации организации возможна до момента внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

В случае, если до момента принятия решения об отмене процедуры добровольной ликвидации, ликвидационная комиссия/ ликвидатор успели уведомить регистрирующий орган о ликвидации организации, опубликовать сведения о начале ликвидации в Вестнике государственной регистрации и опубликовать уведомление о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ, Обществу в лице его руководителя необходимо будет осуществить действия по подаче соответствующих документов и сообщений об отмене процедуры ликвидации.

В случае, если решение об отмене ликвидации общества было принято Общим собранием участников/ акционеров или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее уведомления регистрирующего органа и размещения соответствующих публикация, для отмены процедуры ликвидации достаточно будет принятия решения об отмене добровольной ликвидации с решением вопроса об избрании руководителя организации и прекращением полномочий ликвидационной комиссии/ ликвидатора.

Следует учитывать, что в случае отмены Общим собранием участников/ акционеров Общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации Общества либо истечения срока, предусмотренного действующим законодательством для ликвидации юридического лица в добровольном порядке, повторное принятие решения о добровольной ликвидации Общества возможно не ранее чем по истечении 6 (шести) месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

Библиотека решений Сервиса 1C-Право
Ответ подготовлен и согласован специалистами юридической службы 1С-Рарус 
Ведущим юрисконсультом Соболевой Е.В., Руководителем Юридической службы Пановой Е.Г. 
03.10.2020 г.

Оценить документ: