Обзор изменений Налогового кодекса Российской Федерации в части применения налогоплательщиками УСН с 2021 года

Обзор изменений Налогового кодекса Российской Федерации в части применения налогоплательщиками УСН с 2021 года

  

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 266-ФЗ и НК РФ соответственно) были внесены существенные изменения в гл. 23 НК РФ, регламентирующую порядок применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.

Основные положения принятого Федерального закона N 266-ФЗ

Из пояснительной записки к законопроекту Федерального закона N 266-ФЗ (был внесен на рассмотрение Государственной Думы еще в конце 2019 г.) следует, что он был разработан на основании п. 1.4 раздела 4.1 паспорта федерального проекта "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности", являющегося частью национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

Целью принятия закона являлось законодательное закрепление переходного периода для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и превысивших ограничения по средней численности работников и величине доходов, позволяющей применять указанный специальный налоговый режим.

Главой 26.2 НК РФ предусмотрены следующие ограничения, соблюдение которых необходимо для применения налогоплательщиком УСН:

  • ограничение средней численности работников за налоговый (отчетный) период – не более 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • ограничение величины доходов налогоплательщика по итогам налогового (отчетного) периода, определяемой в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ – не более 150 млн. рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 346.13 НК РФ в действующей до 01.01.2021 г. редакции, установлено, что при превышении в налоговом (отчетном) периоде указанной максимальной величины доходов, лимита по средней численности работников налогоплательщика и (или) несоответствия налогоплательщика иным требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение и (или) несоответствие требованиям.

Таким образом, до принятия Федерального закона N 266-ФЗ в НК РФ не существовало каких-либо переходных положений, позволяющих в случае превышения вышеуказанных значений по средней численности работников или величине доходов сохранить право на применение УСН.

Принятие Федерального закона N 266-ФЗ существенно меняет подход к вопросу о сохранении за налогоплательщиком права на применение УСН при превышении ограничений по средней численности работников и/или предельной величине доходов. Указанным законом вводятся переходные положения, которые позволят налогоплательщику при соблюдении определенных требований сохранить право на применение УСН, но при этом изменяя размер применяемой ставки налога.

Для удобства информация о том, какие допускаются отклонения от установленных НК РФ ограничений на право применения УСН (далее – лимиты УСН), и какие последствия наступают в случае таких отклонений, структурирована и изложена в следующей Таблице:

Объект

налогообложения

Показатели (требования) для возможности применения УСН при превышении лимитов УСН

Налоговая ставка при превышении установленных лимитов для УСН

Сумма, с которой платится УСН в повышенном размере

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период

Величина доходов

за налоговый (отчетный) период

Доходы

Более 100 человек, но не более 130 человек (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ)

Более 150 млн. руб., но не более 200 млн. руб.

(п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ)

8% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ)

Совокупная сумма налога в таком случае определяется путем суммирования произведения соответствующей стандартной налоговой ставки (6% или 15%) и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения, и произведения повышенной налоговой ставки (8% или 20% соответственно) и налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения. (п. 1 ст. 346.21 НК РФ)

Аналогичный порядок предусматривается в отношении авансовых платежей. (п. 3 ст. 346.21 НК РФ)

Доходы-расходы

20%

(п. 2 ст. 346.20 НК РФ)

 

При изучении редакций законопроекта Федерального закона N 266-ФЗ, внесенных на рассмотрение в Государственную Думу, интерес вызвала первая редакция законопроекта, которая содержала положение, о том, что повышенные налоговые ставки (8% и 20% соответственно) должны также применяться и в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, в котором были допущены вышеуказанные превышения показателей (требований) к средней численности работников (от 100 до 130 человек) и величине доходов (от 150 до 200 млн. рублей).

Однако Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в своем заключении по тексту законопроекта по итогам первого чтения указал, что «полагает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению дополнительно рассмотреть вопрос о целесообразности установления повышенной налоговой ставки в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, в котором было допущено превышение по доходам и (или) средней численности работников».

В итоге в окончательном варианте законопроекта, ставшего Федеральным законом N 266-ФЗ, данное положение было исключено. В налоговом периоде, следующим за налоговым периодом, в котором были допущены вышеуказанные превышения, налогоплательщик, если вновь не допустит нарушения установленных лимитов, исчисляет и уплачивает налог по ставке 6 и 15 процентов соответственно.

В связи с изменением показателей (требований), соблюдение которых необходимо для применения налогоплательщиками УСН, были внесены изменения и в п. 4 ст. 346.13 НК РФ, который устанавливает условия, при которых налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, и который был описан нами выше.

Так, после вступления в силу ст. 1 Федерального закона N 266-ФЗ, в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысят 200 млн. рублей и (или) средняя численность работников превысит 130 человек и (или) в течение отчетного (налогового) периода будет допущено несоответствие иным требованиям, установленным пп. 1-11, 13, 14 и 16-21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором были допущены указанные превышения и (или) несоответствие требованиям.

Вывод по основным нововведениям:

Возможность превышения в налоговом (отчетном) периоде лимитов доходов по УСН (150 млн. руб.) на 50 млн. руб. и/или средней численности сотрудников на 30 человек без потери права применения УСН, но с увеличением налоговой ставки (с 6% до 8% или с 15% до 20% соответственно), начиная с квартала превышения лимитов до конца налогового периода.

Что отсутствует в законе?

Федеральным законом N 266-ФЗ не изменен размер величины предельного размера доходов организации по итогам 9 месяцев года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, от которой зависит возможность перехода на УСН действующей организации на ОСНО. Указанная предельная величина предусмотрена п. 2 ст. 346.12 НК РФ и в 2020 году составляет 112, 5 млн. руб. Коэффициент-дефлятор на 2020 г. к указанной величине согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлен равным 1.

Порядок вступления в силу закона

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 266-ФЗ он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1, которая содержит текст всех изменений НК РФ и вступит в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона N 266-ФЗ, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Даная формулировка соответствует п. 1 ст. 5 НК РФ, которая устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Согласно ст. 346.7 НК РФ налоговым периодом по УСН признается календарный год.

Таким образом, изменения в главу 26.2 НК РФ, описанные в Федеральном законе N 266-ФЗ и настоящей статье, вступят в силу 01 января 2021 года и применять установленный законом переходный режим налогоплательщики УСН смогут в своей деятельности только с 2021 года.

Библиотека решений Сервиса 1C-Право
Ответ подготовлен и согласован специалистами юридической службы 1С-Рарус 
Ведущим юрисконсультом Соболевой Е.В., Руководителем Юридической службы Пановой Е.Г.
01.10.2020 г.

Оценить документ: